"Стармания" - шокирующая опера

Мюзикл? Французский? Созданный франкоговорящими авторами? С участием французских артистов, половина из которых никому неизвестна? Из юных квебекцев? Это же будет провал!!

Во Франции продолжают говорить, что мюзикл не приживется, что это американское течение или, что он вообще не существует. Мишель Берже был первым, кто дерзнул написать музыку к работе в таком жанре. Видимо, потому, что он был из тех людей, которые доказывают не словом, а делом. Он сказал как-то одному из своих друзей-музыкантов: «Если этого не сделаю я, то кто это сделает?»
Вот так появилась "Стармания" – первая французская рок-опера, шокирующее произведение. Тандем Пламондон/Берже вызвал уже меньше сомнений, когда появился их второй труд - "Легенда о Джимми" - этот мрачный и леденящий спектакль, горький и ностальгический созданный в театре постановке Жерома Савари. Внезапная смерть Мишеля Берже, летом 1992 года, прекратила существование наиболее яркого тандема последних двадцати пяти лет.

 

Увидеть "Старманию"

И вот, как гром среди ясного неба, появилась "Стармания" – французский мюзикл, наподобие комикса, который вносит дух современности в шоу-бизнес 1978 года. После "Стармании", которая со времени своего создания не сходила уже со сцены, ничего подобного в Париже создано не было.

Сюжет и тема мюзикла – терроризм. Эта тема уже потрясла мир в 1973-1974 годы. Была угроза 11 сентября, Красных бригад, Банды Баадера. Вспоминаются также Олимпийские игры 1972 г. в Мюнхене, где попытка западно-немецкой полиции освободить израильских атлетов закончилась морем крови. Одна журнальная статья касающаяся этой темы привлекла внимание Мишеля Берже. Статья рассказывала о необычном путешествии Патрисии Орет, дочери американского магната. Похищенная бандой террористов, подвергшаяся насилию, удерживаемая в заложницах, она в итоге встала на их сторону. Этот жестокий рассказ поразил композитора. Он стал просматривать документы, он думал, он творил, желая рассказать о современном мире, о насилии, которое, кажется, помимо воли человека влечет его за собой в глубокую пропасть.

У Мишеля Берже кружится голова когда он с верху смотрит на дно этой пропасти: опасной, полной иррациональности, населенной невообразимыми, противоречивыми и необъяснимыми созданиями. Он убедил себя, что мюзикл, который он горит желанием написать, должен затрагивать все эти темы: и ненависть, и кровь, и вражду двух соперничающих группировок, которые делят власть.

Основываясь на своих убеждениях и окрестив их "Анжелиной Дюма", Берже связывается с Люком Пламондоном. Люк Пламондон рассказывает: «В 1975 году Мишель Берже мне позвонил из Парижа в Монреаль и сказал: «Я хочу создать рок-оперу и хочу работать с тобой, по тому, что ты способен описать жестокость современного мира». Я не сказал ему, что сам хочу написать рок-оперу, хотя был удивлен, что подобное предложение мне сделал французский композитор. Короче говоря, я отправился в Париж для того, чтобы с ним встретиться». Теперь Анжелина Дюма, стала называться "Старманией". Она описывала жестокость и была подобием политической фантастики, по желанию композитора. Это лирический труд на тему жестокости современного мира и терроризма. Он рассказывает о странном городе, мегаполисе, столице Западной Америки, названной Монополисом, населенном маленькими людьми, которые живут под властью диктатора; о главе банды, о мифических звёздах, о влюбленной официантке, которая постоянно работает; о мире, в котором они живут: богатые - на вершине роскошных зданий, а остальные - под землёй.

Монополис – место для жестоких игр банды "Черные Звёзды", группировки Джонни Рокфора и Садьи. Когда они не разрушают здания и не проливают кровь, они собираются в подземном кафе. Именно там работает Мари-Жанна, официантка, которая питает безответную любовь к Зигги. Вдали от подземелья, Зеро Жанвье, могущественный бизнесмен, выдвигает свою кандидатуру на пост президента Западной Америки. Пылая желанием противостоять последнему, Джонни Рокфор выбирает "Старманию", телепередачу Кристаль, для выражения своих идей. Программа внезапно прерывается похищением ведущей бандой "Черные Звезды". Вот тут-то и начинается драма.

Вдохновленный тем, что у него получилось, Берже пишет серию мелодий, ставшими одними из самых красивых песен музыкального репертуара того века. Фактически, раньше у него не было привычки так работать с текстами. Эти тексты раскрывают психологию героев, показывают действия, разворачивают историю, кратко описывают развитие драмы, которое намного сложнее, чем портретная галерея. В нем много сюжетных линий. И в довершение ко всему город осажден и захвачен.

Сотрудничество Берже с Пламондоном продлится 18 месяцев и даст жизнь концепт-альбому в 1978 году. Даниэль Балавуан, Клод Дюбуа, Диан Дюфанс, Эрик Эстеве, Франс Галь, Фабьен Тибо и Нанет Уоркман, в то время практически неизвестные, пожертвовали свои голоса этому мюзиклу.

 

"Стармания" вышла в свет. Это несомненный успех

Диск выходит 16 октября 1978 года и тут же получает признание. Выпущенный альбом позднее становится спектаклем в постановке Тома Органа. Хотя некоторые критики предсказывали провал, публика единогласно восприняла "Старманию" «на ура». Афиши висели в течение 3 недель во Дворце Конгрессов, где мюзикл собрал 96 тысяч зрителей за 25 показов. После последнего показа можно было сказать наверняка: пари выиграно. Диск занял первое место по продажам, спектакль привлек внимание прессы, осторожной, но внимательной.

В 1990 году "Стармания" была представлена на московской и петербуржской сценах, а в следующем году – в Эссенской опере на немецком языке. В 1992 году увидел свет концепт-альбом английской версии. За двадцать лет своего существования "Стармания" стала классикой музыкального театра франкоговорящих стран. Это шедевр, который раскрыл множество талантов и превратил каждый текст в бесценный памятник французской песни.

Прежде всего, "Стармания" - это крик души двух авторов, которым в 1970 году было по 30 лет и которые были поражены жестокостью современного мира. Монополис, город небоскребов, похож на современные столицы запада. Два мира в нем не могут соприкасаться без борьбы. "Cтармания" - это также сказка, построенная на силе воображения и мира телевидения с героями, которые сомневаются, ищут своё место под солнцем и мечтают. Другая бессмертная тема, актуальная и сегодня, - это любовь.

Люк Пламондон рассказывает о песне "Le monde est stone": «У него (Мишеля Берже. От ред.) уже была музыка которую я слышал, именно на неё я написал stone Le monde est stone. Но перед тем, как написать слова к песне, я попробовал переделать каждое слово на французский манер, пытаясь уложиться в музыкальный ритм. Я чувствовал, что Мишель ожидал от меня чего-то другого. Для него я был американским рок-либретистом, который пишет на французском с акцентом. В начале, когда я написал такие слова, как Seule, je marche seule, je cherche le soleile au milleu de la nuit. Он мне говорил: «Да, это красиво, но это мог написать и француз». Три месяца спустя я написал stone Le monde est stone. Я сказал себе: «Да он со стула упадёт, когда я положу это перед ним на рояль». Он спел эту песню, затем поднял на меня глаза и сказал: «Это именно то, чего я ждал от тебя». После этого эта песня стала первой. Но сюжет пришлось долго обсуждать, прежде чем мы пришли к единому мнению. В конце концов, пришлось уединиться в домике на юге и в течение 2 месяцев, весной 1977 года, писать. В конце концов, мы вернулись с основными песнями для "Стармании".

 

Постоянный поиск пути

«Я – сова, поэтому я в основном пишу по ночам, Мишель же встаёт довольно поздно и пишет после полудня. Он поставил передо мной цель - написать либретто, а я перед ним - написать к нему музыку. "Стармания" это действительно был переход от одного к другому, от слов к музыке, а также поездками туда-обратно из Монреаля в Париж».

 

«Мишель был просто волшебником»

«Либо музыка шла без слов, либо Мишель сочинял текст буквально за 30 минут. Он всегда творил лишь только под порывом вдохновения. Я никогда не видел его корпящим над музыкой. Иногда, когда у меня наступал творческий кризис, Мишель передавал часть своего вдохновения мне. Например, однажды вечером, мне было совершенно нечего ему предложить, тогда он, пересматривая мои листки, сказал: «Погляди-кa, это совсем неплохо - "On dort les uns contre les autres, on se dechire, on se desire…" Я ответил ему: «Но это всего лишь начало, первые 9 строк». Он вырвал листок у меня из рук и ушел с ним. Спустя 15 минут Мишель вернулся и сказал: «Ну вот, музыка готова, а с тебя еще 9 строк». Я написал эти строки на полях, и песня была закончена. Это самый короткий текст и самая быстрая песня из всего мюзикла, но именно она стала хитом из всей "Стармании"».

 

Они все время друг друга удивляли

«Хотя Мишель и был автором "Стармании", он отступал от этого, когда работал со мной. Он никогда даже не пытался переписывать тексты. Конечно, он высказывал мне своё мнение, но он вовсе не пытался занять моё место, как это было с другими авторами. Порой он говорил мне: «Я думаю, это могло бы звучать и лучше…» или «Ну, это уж слишком по-квебекски». Он всегда ждал, что я его удивлю. Да и я сам часто бывал удивлен его музыкой на мои тексты. Например, когда я написал "Блюз бизнесмена", она была для меня сатирической песней. Но его эта песня вдохновила на гораздо более лирические чувства, чем предполагалось изначально. Признание этой песни и во Франции и в Квебеке удивило меня. Прочитав «J’aurais voulu etre un artiste» Мишель сразу же сел за рояль, мелодию он сочинил мгновенно. Песня была сделана. Да, он действительно был волшебником».

 

По материалам "La langue francaise", июнь 2004 г.
Статья любезно предоставлена сайтом peace-bruno.narod.ru
Перевод с французского - Симилярка